На стенках бетонных колодцев слизь образуется еще быстрее, чем на кирпичных или каменных, но монтировать колодцы из бетонных колец легче. В зависимости от условий можно строить и монолитные колодцы, но при их возведении требуются длительные перерывы в работе, необходимые для твердения бетона.
Бетонные кольца могут быть самые простые (без замка). Чтобы при монтаже они не сместились, их скрепляют между собой в 4…6 местах стальными скобами. Для этого в кольцах оставляют отверстия, а выступающие концы скоб загибают.
В зависимости от глубины колодца кольца изготавливают высотой 700…1000 мм, диаметром 800…1000 мм. Толщина стенок колец из бетона — 90…120 мм, из железобетона — 50…90 мм. Железобетонные кольца диаметром 1000 мм и такой же высоты, толщиной 50 мм весят 380 кг. Для удобства подъема такие кольца делают меньшей массы и высотой 300…500 мм.
Кольца армируют стальной арматурной проволокой. Для вертикальных арматурных стержней (4…6 штук) используют проволоку диаметром 8…12 мм, а а для горизонтальных стержней (12…15 штук) — 6…8 мм. Проволочные кольца располагают по окружности через 60…80 мм.
Вертикальные стержни должны образовать 2 ушка, за которые поднимают кольца. После установки стержней на место ушки срезают. В каждом пересечении арматуру скрепляют мягкой проволокой диаметром до 2 мм.
Для изготовления бетонных или железобетонных колец необходима форма в виде 2-х цилиндров — наружного и внутреннего. Формы изготавливают из дерева. Диаметр внутреннего цилиндра зависит от толщины стенок колец. Внутренний цилиндр состоит из 2-х колец, каждое из которых составлено из 3…4 частей, что необходимо для снятия их с отбитого бетонного кольца. С наружной стороны устраивается обшивка из из строганых тонких досок. Доски можно располагать на кольцах вразрядку, но с последующей обшивкой кровельной сталью, пластиком или водостойкой фанерой.
Наружный цилиндр также состоит из 2-х колец, каждое из которых составлено из 3…4 частей. Обшивка колец устраивается с внутренней стороны. Части цилиндров скрепляются планками. Стенки цилиндров смазывают отработанным машинным маслом, тавотом и т.п.
Для отбивки колец наружный цилиндр устанавливают на деревянном щите. Внутренний цилиндр вставляют в наружный так, чтобы зазор между ними был одинаков по всей окружности. В пространство между цилиндрами строго по середине вставляют арматурный каркас. Между каркасом и внутренним цилиндром устанавливают клинья, которые удаляют по мере заполнения формы бетоном.
После этого приготовляют необходимое количество бетонной смеси состава цемент:песок:щебень в соотношении 1:2:4. Бетонную смесь укладывают слоем толщиной не более 100 мм в пространстве между цилиндрами и тщательно уплотняют стальным штырем диаметром 10…15 мм. Таким способом (отбивкой) постепенно заполняют всю форму. Отбитые изделия освобождают из форм через 4…5 дней. Раковины замазывают цементным раствором. После снятия формы изделие выдерживают на щите 3… 5 дней, смачивая водой 3…4 раза в день.
Для отливки колец применяется бетонная смесь в виде сметанообразной массы. Изделия освобождаются из форм через 6…7 дней. В отлитых изделиях обычно бывает меньше раковин, чем в отбитых.
При изготовлении колец с замком к формам дополнительно необходимо сделать 2 деревянных кольца для образования шейки и выступа. Кольца, выполненные таким образом, не смещаются и очень прочно удерживаются на своих местах. Швы между ними промазывают цементным раствором.
При изготовлении колец на месте одно из них устраивают с уширением внизу на нужную толщину и с ножом. Нож изготавливают из угловой стали со штырями, которыми он замоноличиватся в бетон.
Источник: http://www.svasti.ru/betonnyi_kolodec