В течение трех лет мне пришлось жить в загородном доме без централизованного электроснабжения и за это время удалось наладить автономную энергетическую систему, которая позволяет жить и работать семье в любое время года.
В современной жизни многие стремятся построить загородные дома и по возможности проводить там больше времени. При этом энергетика пригородов развивается слабо, оборудование в сильно изношенном состоянии, провода воруют, отключения на неопределенный срок (как правило тогда, кода больше всего нужно) стали привычным явлением.
Прогноз развития ситуации скорее всего пессимистический - ситуация будет только ухудшаться, а электроэнергия дорожать???
Тем, кто не хочет ждать "у моря погоды", обращен этот материал и надежда найти единомышленников. Вот некоторые соображения и описание достигнутого.
Задача автономного электроснабжения может решаться двумя принципиально разными способами:
Первый способ обладает тем преимуществом, что позволяет не решать множество задач и дает возможность пользоваться стандартными техническими решениями, но имеет несколько противопоказаний:
Эту проблему можно решить, установив у нижней точки трубы сливной кран с которого спускать конденсат перед выключением электростанции или (и) обеспечив теплоизоляцию всей трубы.
Снизить расходы на топливо можно переведя электростанцию с жидкого топлива на газообразное, что одновременно снизит токсичность выхлопных газов, но этот способ применим только для четырехтактных двигателей.
Все перечисленные соображения были использованы при установке электростанции АБ-4, которая во многом уступает импортным, но имеет и крупные преимущества : дешевизна, нетребовательность к условиям эксплуатации, большой моторесурс, доступные запчасти - в её основе используется двигатель ( вернее его 1/2 часть ) от 30 - сильного "Запорожца". На АБ-4 легко монтируется автомобильный стартер и АКБ, в результате чего получается удобная электростанция, которую может завести и ребенок. АБ-4 была установлена в пристройке к гаражу и часть охлаждающего потока воздуха ( у неё воздушное охлаждение) в зимнее время подается в гараж. Выхлопная труба 3/4" соединена с электростанцией отрезком гофрированной трубы из нержавейки, а перед трубой на стене помещения смонтирован автомобильный глушитель. В качестве топлива используется газ пропан в баллонах по 50 л. Мощности АБ-4 вполне достаточно для работы любых электроинструментов, включая электросварку. Но используется она не постоянно т.к. при всех ухищрениях уровень шума все -же заметен в особенности вечером летом, а зимой, когда окна и двери закрыты в доме ничего не слышно. Кроме того на самом деле постоянно такая мощность не нужна, а использование электростанции практически на холостом ходу очень непрактично - износ все равно идет и кпд стремится к нулю.
Поэтому мной был реализован более сложный вариант, соответствующий второму способу.
Для начала были подвергнуты сомнению некоторые сложившиеся стереотипы:
Чтобы получить окончательное представление о созданной системе её надо дополнить ветрогенератором и солнечной батареей. Правда эти части в большей степени требуют доработки, но свою функцию всеже выполняют.
Ветрогенератор заряжает АКБ круглосуточно (когда есть ветер). Так что к выходным АКБ полностью заряжена. Ветрогенератор изготовлен полностью самостоятельно т. к. все, что предлагается несет в себе стремление к гигантизму и плохо приспособлено к жизни. Поэтому ветроколесо выполнено карусельного типа из стеклопласта на эпоксидной смоле и размеры его невелики - 1*1,5 м . Такое колесо по силам изготовить и установить любому технически подготовленному человеку. Оно не создает переотражений радиосигналов и шума. Место установки - конек крыши - наименее доступно для посторонних и наиболее доступно для ветра. В перспективе колес будет несколько, стоящих радом. Малые размеры колеса определяют его невысокую мощность, но и малую ветровую нагрузку на стропила и отсутствие вибраций. Конечно снимаемая с колеса мощность невелика - в среднем около 30 Вт, но это в среднем - мощность зависит от куба скорости ветра. В два раза больше скорость ветра - в восемь раз больше мощность. И не надо забывать, что генератор используется не для питания, а только для зарядки АКБ. В качестве генератора используется переделанный генератор автомобиля у которого вместо обмотки возбуждения установлены постоянные магниты, а статорная обмотка перемотана тонким проводом. Это дает возможность получать приемлимый КПД т.к. не расходуется весьма значительная мощность на возбуждение. Получаемое сильно меняющееся от скорости вера напряжение выпрямляется и преобразуется к напряжению 220 вольт. Ветроколесо соединено с генератором повышающим редуктором 1:5 и это большой недостаток. Хотелось бы переделать генератор, установив в нем более мощные "редкоземельные" магниты и желательно увеличив число полюсов, тогда можно получить более высокий КПД и эффективную работу при очень малых ветрах без редуктора.
Солнечная батарея может хорошо дополнять ветрогенератор для тех же целей, но с ней все те же проблемы: то что предлагают очень дорого и имеет низкое напряжение. Эксперименты с 12 вольтовой маломощной батареей показали, что при безоблачном небе можно рассчитывать на на 12 вольт 0,1 ампера, что вполне достаточно, если установить 20 шт. таких батарей, но где их взять по разумной с точки зрения покупателя цене?
Изложенные соображения и результаты экспериментов показывают, что с теми или иными сложностями задача решается даже в кустарных условиях, надо только оторваться от традиционных представлений. Конечно это не серийные образцы, но работу свою выполняют ужу не один год.
В заключение хочу напомнить, что по мнению большого числа независимых экспертов и моему тоже, ситуация в энергетике будет постоянно усложняться и доля автономии ни кому не вредила. С удовольствием вступлю в переписку со всеми, кто готов к практическому движению в теории или деловому сотрудничеству, именно деловому - это не погоня за инвесторскими деньгами.
Олег Игоревич Васильков
Источник: http://www.svasti.ru/opyt_avtonomnogo_elektrosnabzheniya_zagorodnogo_doma