Основными условиями качественного бетонирования являются тщательное перемешивание, быстрое и без тряски транспортирование, укладка и квалифицированный уход за бетоном. Всё же конструкция может оказаться дефектной, если не будет соблюдено требуемое качество выполнения рабочих швов, которые образуются в случае, если бетонирование по каким-либо причинам пришлось прервать, и началось твердение уложенного бетона.
Бетонирование можно прекращать лишь в том месте, где в конструкции не будет значительных растягивающих или сжимающих усилий и рабочий шов не нарушит совместную работу всей конструкции. Места возможных швов обозначают в проекте. Перед началом бетонирования конструкции уточняют вероятность образования рабочих швов из-за возможных перерывов в работе.
Нередко совершают ошибку при устройстве рабочих швов, когда прерывают бетонирование в наиболее опасном для конструкции месте, в середине, или выполняют шов в железобетонной плите не параллельно её несущей плоскости. Ошибка, связанная с разжижением бетона водой, приводит к тому, что из-за его текучести невозможно образовать рабочий шов с вертикальным обрезом, поэтому бетон в некоторых местах оказывается уложенным в несколько слоёв. Такая конструкция не способна выдержать проектную нагрузку.
Бытует мнение, что нанесение жидкого цементного раствора на место соединения слоем бетона способствует образованию прочного шва. Цементное молоко не обладает способностью склеивания и отслаивается от поверхности, особенно если она сухая.
Бетонные фундаменты весьма распространены при строительстве индивидуальных домов. Для устройства бетонного фундамента обычно отрывается траншея необходимой ширины. Стенки траншеи служат опалубкой, что исключает применение дорогой древесины. Нередко во время укладки бетона грунт с бровки траншеи попадает в свежий бетон и смешивается с ним, снижая его прочность. Бетон может быть загнязнён и осыпающимся со стенок траншеи грунтом при использовании вибратора. Причина загрязнений предупреждается правильным размещением вынутого грунта и распоркой стенок траншеи.
Фундаменты при индивидуальном строительстве возводят и из более экономичного материала — бутобетона. 30–40% его объёма занимают крупные камни или куски бетона, что обеспечивает экономию свежей бетонной смеси.
При устройстве фундамента из бутобетона легко допустить ошибки, которые повлекут за собой неустранимые дефекты. Одной из самых частых причин возникновения дефектов фундамента является использование непригодного для этой цели рыхлого, сланцевидного, слоистого, гигроскопичного камня.
При возведении бутобетонного фундамента допускают ошибку, укладывая бутобетон с применением технологии сооружения фундаментных стен. В результате такой фундамент даёт трещины и разломы, камни выдавливаются в стороны. Фундамент оседает, разрушается, а ремонт его трудновыполним.
Бутобетонная кладка выполняется следующим образом. Камни укладываются в один слой в отрытую траншею без соблюдения особого порядка, затем зазоры заливаются бетонной смесью. После этого укладывается следующий слой камней и снова заливается бетоном.
В правильно изготовленном бутобетонном фундаменте камни не касаются один другого, зазоры между ними не превышают 5 см и камни как бы «плавают» в бетоне. Нижний и верхний слои бетона имеют толщину не менее 15 см, и если не выдержать эту толщину, то камни могут продавить основание.
Грамотно выполненный фундамент при отсутствии правильного ухода образует трещины по границе касания бетона и камня. При устройстве фундамента в холодную погоду имеется опасность промерзания; камни как бы «оттягивают» тепло из тонкого слоя бетона, который быстро замерзает и разрушается.
При сооружении железобетонных ленточных и столбчатых фундаментов допускают ошибку, когда под основание арматуры не укладывают слой монтажного бетона, роль которого состоит в обеспечении твердой и ровной поверхности. Без такого слоя арматурный каркас часто устанавливают на неровную поверхность, поэтому очень трудно обеспечить арматуре необходимый защитный слой.
В большинстве случаев железобетонный фундамент снизу постоянно увлажнён, и арматура, недостаточно защищённая начинает корродировать. Быстро обнаружить допущенную ошибку практически невозможно, и лишь после разрушения конструкции, когда приходится вскрывать фундамент, становится очевидной прчиниа разрушения.
Монтаж арматурного каркаса осуществляется на основе проекта. При индивидуальном строительстве технический контроль практически отсутствует в ущерб качеству работ.
Наиболее часто повторяющейся ошибкой является то, что во время бетонирования монолитных железобетонных плит бетонщики затапливают готовый арматурный каркас. В железобетонных плитах и балках сверху и снизу должны располагаться стальные арматурные стержни, число которых и место расположения рассчитываются конструктором. Обычно их размещают в растянутом поясе, который располагается сверху или снизу, в зависимости от того, как работает балка под действием нагрузки.
Для обеспечения непрерывного бетонирования конструкции бетонную смесь обычно доставляют по верху арматурного каркаса, поскольку свежеуложенный бетон не способен нести нагрузки. Накат для транспортировки устраивают при этом из досок таким образом, чтобы не повредить арматуру. Очень опасно повреждение арматуры в верхнем растянутом поясе в случае, когда консольная балка одним концом жестко закреплена несущей конструкцией.
Неправильное расположение арматуры, работающей на срез, в балке вблизи опор является примером плохого армирования. Наибольшие величины скалывающих напряжений находятся как раз у опор, их уравновешивает прочность бетона, применение хомутов и несущая способность арматуры, рассчитанной на скалывающие усилия. Расположенные в этом месте нижние и верхние стальные стержни также участвуют в восприятии поперечной силы среза. Неправильное размещение арматуры, работающей на срез, в наиболее опасных местах вблизи опор ослабляет поперечное сечение и железобетонная балка «срезается», потому что совместного противодействия бетона и хомутов часто не хватает для уравновешивания скалывающих усилий.
Неправильное армирование является причиной разрушений множества монолитных железобетонных лестниц, когда арматуру, работающую на растяжение, укладывали вдоль линии перелома конструкции. В таком случае под действием нагрузки арматура распрямляется, балка разрушается. При нормальной укладке арматуры нижние растянутые стержни выводят в сжатый пояс, где их и закрепляют. Подобную ошибку допускают при армировании углов рамных конструкций. Неправильное армирование вызывает трудности и при бетонировании: между стержнями арматуры сильно нагруженных балок невозможно уложить бетон. После распалубки обнаруживают, что под стальными вкладышами нет бетона и балка непригодна для восприятия нагрузки, а арматура не защищена от коррозии.
При обнаружении дефекта слабые участки бетона удаляют, место разделывают для повторного бетонирования. Подготовленные для ремонта пустоты обустраивают опалубкой; желательно использовать опалубку с карманами, суть которой состоит в том, что пустоты заполняют с «переполнением» и в бетоне не остается воздушных пузырей. Излишние выступы бетона после твердения скалывают.
После устройства опалубки подготовленное для бетонирования место очищают от пыли грязи; очищенную поверхность тщательно уалажняют, иначе затвердевший бетон поглощает влагу из свежеуложенного и в бетонной смеси остаётся недостаточное для схватывания количество воды, бетон «перегорает» и конструкция не набирает положенной прочности.
Состав бетонной смеси для устранения недоделок определяют в зависимости от потребностей. За основу принимают ремонтную бетонную смесь, приготовленную с минимальным количеством воды, чтобы избежать повышенной усадки, которая вызывает раскрытие трещин по границе старого и нового бетона.
Опалубка должна сохранять форму под действием уплотняющегося при вибрировании бетона. Бетон оказывает значительное давление на нижние и боковые поверхности опалубки, что необходимо учитывать при её устройстве.
После распалубки крупных монолитных железобетонных балок иногда обнаруживается их прогиб, который может достигать 4–5 см. В большинстве случаев прогиб происходит из-за того, что под действием массы бетона во время укладки деревянные конструкции опалубки под балкой упруго прогибаются и бетонная конструкция окончательно фиксируется в таком положении. Этого можно избежать, несколько приподняв опалубку в месте ожидаемого наибольшего прогиба с тем, чтобы во время бетонирования она под действием бетона распрямилась.
После устройства опалубки её очищают от пылы и загрязнений, а затем увлажняют, т.к. сухая древесина впитывает из бетона часть воды, необходимой для схватывания, что может привести к уменьшению прочности бетона. Вместе с впитывающеся водой в древесину внедряются частицы цемента, доски прилипают к бетону и во время разборки либо разрушается опалубка, либо обламываются кромки конструкции. В такой конструкции к арматуре легче проникает влага.
Ещё до устройства опалубки уточняют, как будет проводиться процесс бетонирования. Если опалубку выполняют на высоту этажа — для колонн и стен, то особенно важно предусмотреть на соответствующей высоте отверстия для загрузки бетонной смеси. Часто их устройством пренебрегают, а бетон в опалубку заливают сверху, в результате чего он расслаивается. Укладка бетона через загрузочные отверстия предотвращает расслаивание, а его качество достигает проектного уровня.
Допускают ошибку, не оставляя в нижней части опалубки колонн окон для очистки; убрать загрязнения становится невозможным. Внутрь опалубки попадают различные загрязнения (стружка, куски бетона, грунт и т.п.), препятствующие хорошей связи между затвердевшим и свежеуложенным бетоном. Исправить положение трудно, загрязнённые участки вырубают и заново бетонируют.
Устройство цоколя предполагает защиту стены от водяных брызг и придаёт сооружению законченный вид. Цоколь изготавливают из морозостойкого материала, поскольку он наиболее всего подвержен атмосферным воздействиям. Поверхность железобетонных цоколей может быть различной в зависимости от материалов, применяемых для опалубки.
При возведении цоколя редко допускают ошибки, приводящие к разрушению конструкции, но всё же случаются решения, угрожающие перекосом всему зданию.
Источник: http://www.svasti.ru/betonirovanie-oshibki