Стальная арматура относится к наиболее дорогим строительным материалам, но её применение оправдано и при строительстве индивидуальных домов. От качества арматуры в значительной степени зависит и качество железобетона. Некоторые застройщики с целью экономии используют бывшую в употреблении арматуру, что может иметь непредсказуемые последствия.
Покрытый ржавчиной металл нередко вводит в заблуждение застройщика. Следует знать, что арматура попадающая на строительную площадку, может иметь легкий налёт ржавчины, не представляющей опасности. Распространяет коррозию слоистая ржавчина, под действием которой поверхность разрушается, отшелушиваясь всё глубже и глубже. Этот дефект уменьшает поперечное сечение арматуры, приводя к снижению её несущей способности.
Часто можно видеть, как налёт ржавчины удаляют с помощью масла, чтобы снизить опасность распространения коррозии. Но именно это приводит к последствиям, которые невозможно предугадать. Известно, что одним из основополагающих принципов работы железобетонной конструкции является совместная работа бетона и арматуры. Этого можно достичь лишь в случае хорошего сцепления бетона и арматуры, тогда система совместно воспринимает все нагрузки, совместно испытывает перемещения. Для лучшего сцепления на поверхности стальной арматуры имеются борозды. Совместную работу могут нарушить слой масла на поверхности арматуры, толстый слой коррозии, налипшая грязь, т.к. они явятся причиной смещения бетона относительно арматуры. В зависимости от характера загрязнений поверхность арматуры очищается водой или металлической щёткой.
Действительная несущая способность железобетонной конструкции в значительной степени зависит от качества монтажа арматурного каркаса. Эта операция требует точного и добросовестного исполнения, а также специальной подготовки арматурщиков. Существует ряд правил для монтажа арматуры, выполнение которых в значительной степени обеспечивает хорошее качество строительства.
Допускают ошибку, используя меньше арматуры, чем необходимо в соответствии с расчётом, или приобретают арматуру иного поперечного сечения или качества, чем требуется. Арматура различных сечений взаимозаменяема, но замену в каждом отдельном случае необходимо рассчитать. Арматура распределяет усилия пропорционально своему поперечному сечению; так, 4 арматурных стержня диаметром 16 мм (общей площадью поперечного сечения 8,04 см2) могут быть заменены 6 стержнями диаметром 14 мм (9,24 см2). При изменении качества металла необходимо также принимать во внимание, что, например, прочность арматурной стали марки В38.24 составляет 21 кН/см2, а марки В60.40 — 34 кН/см2 (предельные значения, принимаемые при расчётах).
При монтаже арматурного каркаса железобетонной конструкции перед бетонированием можно допустить ошибку при наращивании арматурных стержней. Плохо выполненное соединение ослабляет несущую способность балки, наращенный участок не участвует в восприятии нагрузки. Перед наращиванием важно знать, какие стержни будут работать под нагрузкой на растяжение, а какие — на сжатие. Технические нормативы разрешают наращивание растянутой арматуры сваркой, с помощью резьбовых соединений или перекрытием концов стержней внахлёст.
Арматуру перед укладкой бетона в соответствии со статическим расчётом следует обрезать и изогнуть. В индивидуальном строительстве гибку арматуры чаще всего выполняют вручную. Часто для облегчения гибки стержни нагревают, что приводит к изменению структуры стали в месте нагрева; металл теряет упругость, становится хрупким и под действием нагрузки может разорваться.
Для защиты арматуры от коррозии в бетонную смесь следует добавлять расчётное количество цемента, чтобы создать вокруг арматуры защитный слой, способный препятствовать прониканию влаги. Наименьшая толщина защитного слоя составляет 1,5 см, но при необходимости толщина может быть увеличена.
Особенно часто оголяется арматура в железобетонных плитах, а иногда и в ступенях из монолитного железобетона. При бетонировании ошибку можно предупредить, подложив под арматуру щебенку подходящего размера; можно использовать и специальные подставки и распорки.
Источник: http://www.svasti.ru/oshibki-pri-proizvodstve-armaturnyh-rabot