Для придания жесткости железобетонным конструкциям их армируют стержнями из профилированной стали или сеткой из стальной проволоки. Для выполнения работ по армированию необходимы также пластиковые пробки или специальные хомуты, исключающие соприкосновение арматуры с опалубкой и обеспечивающие устройство защитного бетонного слоя требуемой толщины. Для скрепления арматуры применяют отожженную проволоку диаметром 0,9...1,2 мм.
Арматуру балок и колонн крепят к стенам опалубки. Необходимые размеры (длина и диаметры стержней, размеры хомутов и крюков, толщина защитного бетонного покрытия) обычно указаны в чертежах. Перед началом работ по армированию размер основной несущей арматуры колонн рекомендуется проверить на месте.
Если размеры хомутов и крюков не указаны, их внешние размеры получают, вычитая толщину защитного слоя бетона, которая составляет, как правило, около 30 мм, из размеров профиля колонны или балки. Длину стержня для хомутов определяют, складывая размеры сторон и вычитая поправку на каждый изгиб из расчета около 15 мм на один изгиб стержня, т.е. 60 мм для замкнутого хомута, поскольку сталь на сгибах вытягивается.
Для резки сеток нужных размеров применяют специальные ножницы или резак. Изгибают стальную проволоку и арматурные стержни с помощью сгибателя. Резательный и сгибательный инструмент необходим для работы лишь в течение небольшого времени, а при достаточных навыках и одного дня, поэтому его лучше взять в аренду. Заготовленные для каждой конструкции арматурные стержни связывают в пучки и снабжают соответствующим обозначением, чтобы монтаж арматуры прошел без затруднений.
Заготовленную, нарезанную и изогнутую в соответствии с чертежом арматуру развешивают на козлах и крепят. При этом узлы крепления выполняют таким образом, чтобы добиться жесткости каркаса уже на стадии крепления. После увязки арматуру дополнительно скрепляют 6...8-миллиметровой проволокой, чтобы обеспечить складирование и облегчить монтаж.
Армирование плиты начинают с очистки поверхности опалубки. После этого мелом или карандашом на ней размечают положение стержней. Арматуру балок устанавливают таким образом, чтобы она не сдвинулась с места во время бетонирования. Для этого применяют специальные прокладки или пластиковые пробки. После очистки поверхности опалубки через каждые 1...1,5 м устанавливают направляющие стержни так, чтобы они не попали на разметку. В качестве направляющих стержней арматуры применяют 8-миллиметровую сталь, она может быть расположена на 5...10 мм ближе к поверхности опалубки, чем основная несущая арматура.
Источник: http://www.svasti.ru/armaturnye_raboty